Маленькие дети гораздо серьезнее относятся к нарушениям морали, чем мы думаем
Вы когда-нибудь ловили на себе взгляд ребенка и внезапно чувствовали осуждение? Новые исследования показывают, что это чувство может быть не совсем воображаемым.
Если вы сделали что-то, что ребенок не одобряет, он может использовать свой взгляд, чтобы выделить вас.
Серия экспериментов, проведенных среди 8-месячных младенцев, показала, что дети с превербальным поведением являются моральными сторонними наблюдателями.
Когда младенцы становились свидетелями акта агрессии — воспроизводимого с помощью простой анимации на экране компьютера, — их внимание больше концентрировалось на агрессоре в последующий момент.
Если ребенок достаточно долго смотрел на нападавшего, программа слежения за глазами, подключенная к компьютеру, заставляла персонажа исчезнуть.
Другими словами, младенцам была дана способность побеждать нежелательные анимации с помощью одних лишь глаз.
Некоторые психологи утверждают, что этот непоколебимый взгляд является признаком намерения наказать: Антисоциальное поведение нападающего побуждает младенцев сосредоточиться на нем, пока он не уйдет.
Однако, учитывая, что младенцы не могли выразить свои мысли словами, авторы не могут быть уверены, что младенцы хотели наказать агрессора. Их фиксированное внимание также может быть выражением осторожности перед лицом неустойчивого характера или ожиданием того, что нападавший получит какие-то последствия за свои действия.
Принятие решений у детей с превербальным развитием крайне сложно измерить, так как коммуникация настолько ограничена. Предыдущие исследования показали, что малыши в возрасте 19 месяцев готовы выступать в качестве сторонних судей, отбирая угощения у тех, кто ведет себя активно антисоциально.
Обида — это гораздо менее развитая форма наказания, но если авторы исследования правы, то это может быть самым ранним признаком наличия у детей морального компаса, который, возможно, является скорее врожденным, чем выученным.
"Мораль — важная, но загадочная часть того, что делает нас людьми", — объясняет психолог Ясухиро Канакоги из Университета Осаки в Японии.
"Мы хотели узнать, присутствует ли стороннее наказание антисоциальных других в самом раннем возрасте, потому что это помогло бы понять, является ли нравственность выученной".
Чтобы выяснить, почему 8-месячные младенцы могут быть более внимательны к тем, кто совершает социальные проступки, была проведена серия экспериментов.
В исследовании использовалась физическая агрессия в форме ударов, поскольку это одна из самых очевидных социальных ошибок, известных младенцам.
Другие исследования показали, что младенцы в раннем возрасте могут отличить агрессора от жертвы в случаях, когда их бьют. Они также демонстрируют отвращение к такому поведению.
Эксперименты проводились на экране компьютера. Младенцев усаживали перед экраном и показывали двух анимированных персонажей. Во время эксперимента следили за их глазами, и если они долго смотрели на персонажа, то он уничтожался.
Затем младенцам показывали видео, на котором один из персонажей ударяет другого. В конце ролика младенцам снова показывали обоих персонажей бок о бок. С помощью системы отслеживания взгляда младенцы побеждали значительно больше агрессоров, чем жертв.
Эксперимент был повторен несколько раз с различными вариациями, включая мягкий удар от падающего предмета и равную вероятность наказания обоих персонажей, независимо от того, на кого из них смотрел ребенок. Это было сделано для того, чтобы убедиться, что детям не просто больше нравятся персонажи-агрессоры, или что они смотрят, чтобы убедиться, что агрессор будет наказан.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что маленькие дети наказывают именно за жестокие социальные взаимодействия.
"Результаты оказались неожиданными. Мы обнаружили, что превербальные младенцы предпочитали наказывать антисоциального агрессора, увеличивая свой взгляд в сторону агрессора", — говорит Канакоги.
"Наблюдение такого поведения у совсем маленьких детей указывает на то, что люди могли приобрести склонность к моральному поведению в ходе эволюции. В частности, наказание за антисоциальное поведение могло развиться как важный элемент человеческого сотрудничества".
Исследование было опубликовано в журнале Nature Human Behaviour.
Comments are closed.