Московские власти вводят автоматический контроль за соблюдением масочного режима. Пока только на стадионах
Столичные чиновники разместили на сайте госзакупок контракт на создание системы, позволяющий обнаруживать нарушителей масочного режима. Такой заказ поступил от Департамента спорта Москвы. Подведомственный ему «Центр спортивных инновационных технологий подготовки сборных команд» заказал работы по установке и интеграции с уже действующими системами доступа на спортивные объекты Москомспорта 55 гибридных биометрических терминалов. Стоимость контракта — 2,5 млн рублей.
Как следует из конкурсной документации, на стадионы планируется установить терминалы «ProFace», которые оснащены тепловизорной камерой̆ и специализированным процессором для распознавания лиц и ладони, а также технологией определения наличия маски. Терминал должен подтвердить наличие маски и отсутствие повышенной температуры еще до считывании QR-кода посетителя или карты сотрудника — и только после этого контрольные системы получат запрос о возможности допуска его на спортивный объект. При отсутствии маски или при наличии высокой температуры запрос отправляться не будет.
По условиям конкурса, предметом контроля при помощи новой техники является исключительно наличие маски и повышенной температуры. Однако, как следует из опубликованной документации, память прибора также способна сохранять сохранять 50 000 шаблонов лиц и распознавать их со скоростью, не превышающей 0,3 секунды.Система распознавания лиц действует в Москве с 2017 года, и постоянно расширяется. Ее тест-драйв прошел в 2018 году — как раз во время чемпионата мира по футболу. Тогда организаторы отчитались о наличии 500 камер и задержании более 180 человек, включенных в базы нарушителей.
Сейчас сеть видеонаблюдения насчитывает уже около 200 тыс. видеокамер, а в столичном метро внедряют систему оплаты оплаты проезда лицом. В период пандемии систему распознавания использовали для отслеживания нарушителей режима самоизоляции — людям начали приходить штрафы на основании фотографий, сделанных камерами в подъездах и на улице. Правда, предварительно граждане должны были все-таки дать согласие на применение к ним системы «Социального мониторинга».Сейчас, за наличием масок следят секьюрити и стюарды на входе, знает корреспондент ОМ, регулярно посещающий спортивные мероприятие. Но уже на стадионе посетители их, как правило, снимают: прыгать и кричать полтора часа в масках проблематично. В кругах футбольных болельщиков начали обсуждать возможность внедрения авторизации членов фан-клубов, но дальше обсуждения дело не пошло.
Большинство опрошенных ОМ болельщиков отнеслись к идее внедрения системы контроля за биометрией на входе без энтузиазма. «Многие коронаскептики опасались, что под видом борьбы с ковидом государство будет делать цифровой лагерь. Так и выходит, — рассуждает болельщик „Динамо“ Алексей Живов. — Если они не хотят, чтобы мы ходили на футбол, мы перестанем. Играйте без зрителей. Пусть все их системы тотального контроля без дела стоят». «Защиту от злых хулиганов и ковида декларируют те, кто тему проталкивают, но в реальности тупо хотят заработать», согласен болельщик ЦСКА Андрей Г. Новых мер недостаточно, подсказывает организаторам болельщик Спартака Антон Г.
После того, как контроль масочного режима протестируют на стадионах, его смогут тем или иным образом масштабировать, уверен юрист Digital Rights Center Владимир Ожерельев: с юридико-технической точки зрения серьезных препятствий тут, скорее всего, не возникнет. Он напоминает, что закон о персональных данных позволяет обработку и использование биометрических данных без согласия их владельца «в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности» и т. д. У преступников же не спрашивают разрешения на слежку, напоминает он. А отсутствие маски считается правонарушением.
Депутат муниципального округа «Раменки» Николай Бобринский (был одним из тех, кто оспаривал в Мосгорсуде введение автоматических штрафов за нарушение карантина) считает, что в перспективе расширение практики автоматического контроля за соблюдением масочного режима вполне вероятно. Меры по «автоматизированному» контролю за режимом самоизоляции встретили сильное общественное сопротивление, напоминает он, но до сих пор не отменены. И хотя есть уже сотни решений суда, в которых четко сказано, что привлекать к административной ответственности на основании биометрических данных нельзя, т. к. они не могут служить единственным доказательством нарушения, сама система контроля продолжает действовать. А людям, подпавшим под «социальный мониторинг», продолжают выписывать штрафы.
ОМ обратились с запросом в Департамент спорта правительства Москвы, попросив уточнить условия использования вновь устанавливаемой системы, но ответа пока не получили.
Comments are closed.