Анализ 113 стран мира показывает ужасающие масштабы одиночества, с которым мы живем
Сегодня живет больше людей, чем когда-либо прежде, и все же во всем мире люди по-прежнему часто чувствуют себя одинокими.
Еще до того, как разразилась глобальная пандемия, масштабный мета-анализ показал, что хроническое или тяжелое одиночество является распространенным и не замечаемым явлением во многих странах.
Прошлые исследования в промышленно развитых странах свидетельствуют о росте одиночества, но без исторических данных по этому вопросу трудно сказать, как сегодняшние цифры соотносятся со временем или географическими регионами.
"Принято считать, что примерно 1 из 12 человек испытывает одиночество на уровне, который может привести к серьезным проблемам со здоровьем, однако источники таких данных неясны, и исследователи никогда не устанавливали, насколько широко распространено одиночество в глобальном масштабе", — говорит эпидемиолог Мелоди Динг из Сиднейского университета.
"Именно поэтому мы были заинтересованы в проведении данного обзора".
Динг и ее коллеги собрали 57 обсервационных исследований одиночества из 113 стран или территорий в период с 2000 по 2019 год.
Авторы надеются использовать полученные данные в качестве исходного уровня до пандемии, чтобы отслеживать чувство одиночества в дальнейшем.
Поскольку одиночество связано с психическим, эмоциональным и физическим благополучием, полученные данные могут помочь выявить новые проблемы в области общественного здравоохранения, которые необходимо решать более эффективно.
Глобальные оценки одиночества были доступны в основном для подростков, и результаты, полученные среди 77 стран, показывают, что этот вопрос может варьироваться от 9,2 процента в Юго-Восточной Азии до 14,4 процента в регионе Восточного Средиземноморья.
К сожалению, данных по взрослым было достаточно для проведения мета-анализа только по европейскому региону.
В этом уголке мира авторы снова обнаружили географические различия. В странах Северной Европы наблюдался самый низкий уровень одиночества: только 2,9 процента молодых взрослых испытывали эту негативную эмоцию и 2,7 процента взрослых среднего возраста чувствовали то же самое. Пожилые люди, старше 60 лет, испытывали одиночество чаще — 5,3 процента.
Страны Восточной Европы, напротив, продемонстрировали больше признаков одиночества, чем где-либо еще в Европе. Молодые взрослые в Восточной Европе сообщали о чувстве одиночества в 7,5 процента, а взрослые среднего возраста — в 9,6 процента. Пожилые взрослые в этой части Европы оказались самыми одинокими из всех — 21,3 процента.
Данные не могут сказать, почему в Восточной Европе в целом более одинокое население, но одно из исследований, включенных в обзор, предполагает, что это связано с худшими показателями здоровья, медицинского обслуживания и социальной поддержки.
Системы социального обеспечения и схемы социальной защиты обычно выдвигаются в качестве объяснения снижения одиночества, и страны Северной Европы, как правило, преуспевают в этих областях. Для подтверждения гипотезы потребуются дальнейшие исследования.
"Понимание одиночества как глобальной проблемы здравоохранения требует данных из большинства стран — однако, данные по большинству регионов за пределами Европы отсутствуют", — пишут авторы.
"Между тем, отсутствие повторных измерений ограничило наши выводы о временных тенденциях".
Это означает, что мы понятия не имеем, как эти цифры соотносятся с прошлыми десятилетиями. Если проблема одиночества усугубляется, важно, чтобы эксперты в области общественного здравоохранения и политики знали об этом, чтобы они могли принять соответствующие меры.
Никогда еще это не было так важно, как сейчас. Всемирная организация здравоохранения предупредила, что меры по социальной изоляции, сдерживающие опасный вирус SARS-CoV-2, также, вероятно, приведут к повышению уровня одиночества, депрессии, вредному употреблению алкоголя и наркотиков, самоповреждению или суицидальному поведению.
В текущем обзоре не удалось найти ни одной страны с низким уровнем дохода, в которой были бы представлены национальные репрезентативные данные об одиночестве среди взрослых, что объясняется ограниченностью ресурсов и конкурирующими приоритетами.
Эти серьезные пробелы в данных делают нас слепыми к общей и глобальной проблеме, которая может оказывать влияние на психическое и физическое здоровье в любом возрасте. Социальная изоляция и одиночество действительно ассоциируются с повышением риска ранней смерти, по шкале эквивалентной курению сигарет. Однако пока неясно, какой механизм приводит в действие эту фатальную взаимосвязь.
Данные переписи населения в США показали, что сегодня больше молодых людей и людей среднего возраста живут в одиночестве, чем в предыдущие годы. Но в европейском обзоре показано, что пожилые люди, старше 60 лет, чаще всего страдают от чувства сильного одиночества.
Различные результаты, полученные в разных странах, позволяют предположить, что возрастные особенности одиночества могут зависеть от конкретных условий, но для того, чтобы сказать наверняка, нужны дополнительные данные.
Когда наша жизнь буквально зависит от общения с другими людьми, удивительно, что до сих пор не было проведено больше исследований одиночества и изоляции.
Глобальная пандемия заставила нас обратить внимание на эту проблему, как никогда раньше, и исследователи, такие как Динг, пытаются разобраться в той небольшой информации, которая у нас есть, чтобы мы могли принимать обоснованные решения о будущем.
"Подход общественного здравоохранения к проблеме одиночества означает борьбу с социальными и структурными факторами, которые влияют на риск одиночества на протяжении всей жизни, включая бедность, образование, транспорт, неравенство и жилье, и проведение политики по их устранению", — пишет группа экспертов общественного здравоохранения Ирландии и Великобритании в редакционной статье, связанной с новым исследованием.
"Важно содействовать здоровому социальному выбору, облегчая общение с другими людьми в обществе, изменять рабочую среду и расширять возможности для укрепления доверия и социального капитала".
Исследование было опубликовано в журнале BMJ.
Comments are closed.