Замглавы МИД России Рябков в интервью Би-би-си: «Закон об иностранных агентах — это игра на взаимность»
Автор фото, Russian Foreign Ministry/TASS
Замминистра иностранных дел России Сергей Рябков в интервью программе Би-би-си Hardtalk осудил заявления США по поводу газовых контрактов России с Евросоюзом, а также заявил, что считает закон об иностранных агентах в России "игрой на взаимность" с США.
Ведущий программы Стивен Сакур задал Рябкову вопросы по нескольким наиболее острым международным темам. Приводим самые интересные фрагменты из интервью.
Про энергетическую ситуацию в Европе
За последние недели цена на газ в Европе несколько раз подскакивала до рекордных отметок — более 1000 долларов за тысячу кубометров. Газ резко дорожал, после чего почти столь же резко дешевел. Так, на прошлой неделе фьючерсные цены на газ в Европе достигали рекордных 1937 долларов, но затем упали на словах президента России Владимира Путина, который предложил "Газпрому" подумать об увеличении предложения российского газа на европейском рынке.
"На Россию приходится 40% всего импортируемого в Европу газа. В ЕС многие всерьез обеспокоены тем, что это дает Москве мощный инструмент влияния. Вы готовы развеять эту тревожность?" — поинтересовался Стивен Сакур у замглавы МИД России.
По словам Рябкова, Россия является наиболее надежным и дальновидным поставщиком энергоресурсов в Европу.
"Мы всегда были таким поставщиком, и мы будем продолжать эту работу. Мы приглашаем всех коллег в Европе, в том числе наших соседей, принять этот простой факт: что мы ценим энергобезопасность в Европе, хотим сотрудничать с ними, с Европейским союзом для недопущения ценовых скачков, которые мы наблюдаем", — сказал он.
В последнее время власти США не раз заявляли о том, что Россия расширяет свои газовые контракты в Европе с целью укрепить свое политическое влияние на континенте. Рябков заверил, что речь идет только о бизнесе, а США делают такие заявления, так как сами хотят продать свой газ в ЕС по более высоким ценам.
"Так было всегда: США за закрытыми дверями пытались навязать своим партнерам в Европе то, что выгодно им и невыгодно России. Сейчас это делается открыто, и им это просто нравится. Я бы назвал это политической порнографей", — сказал чиновник.
Про Нобелевскую премию мира
8 октября были объявлены лауреаты Нобелевской премии мира. Ее получили журналисты — главный редактор российской "Новой газеты" Дмитрий Муратов и основательница филиппинского издания Rappler Мария Ресса за их "усилия по защите свободы слова и самовыражения, что является основополагающим условием для демократии и прочного мира".
Муратова поздравил в том числе пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, который отмечал, что главред "Новой" привержен своим идеалам, талантлив и смел.
Рябков в ответ на вопрос, как он отнесся к такому решению, назвал его "просто признаком того, как Нобелевский комитет медленно превращается в орган, которым управляет идея политкорректности, в том виде, в каком ее понимает руководство комитета".
На прямой вопрос о том, считает ли он Муратова достойным премии, Рябков ответил: "Я думаю, что Муратов дает аудитории тот продукт, который он ей обещает, и делает это очень талантливо, как и сказал пресс-секретарь нашего президента".
Про свободу СМИ и "иностранных агентов"
За последние месяцы минюст России стал активнее пополнять реестры СМИ и НКО, признанных "иностранными агентами". В перечень "иноагентов" все чаще попадают и физлица — правозащитники и журналисты.
8 октября минюст включил в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента, расследовательскую группу Bellingcat, издания "Кавказский узел" и MNews, а также девять человек, в том числе корреспондента Би-би-си Андрея Захарова.
"Наши журналисты достаточно независимы, чтобы высказывать свои идеи и исполнять свой профессиональный долг в той манере, которая соответствует их убеждениям и их принципам", — сказал Рябков в ответ на вопрос об опасностях, с которыми сталкиваются работающие в России журналисты.
Говоря о признании иноагентом Андрея Захарова, чиновник отметил, что сам термин "иностранный агент" был позаимствован из американской юридической практики 1930-х годов и применяется в России "в гораздо более мягкой форме".
"В тот момент, когда наши коллеги в Вашингтоне и где-либо еще снимут ограничения для наших СМИ и позволят им свободно работать, позволят нашим людям посещать мероприятия, отменят требования обязательно помечать свою продукцию как иноагенты — в этот момент эти требования будут отменены и здесь. Это игра на взаимность", — объяснил Рябков.
Про оппозицию и Алексея Навального
Оппозиционер Алексей Навальный с февраля этого года находится в исправительной колонии во Владимирской области. После того как политик вернулся в Россию из Германии, где проходил лечение после отравления, ему заменили условный срок по делу "Ив Роше" на реальный, обвинив в нарушении условий испытательного срока.
В конце сентября Следственный комитет России возбудил дело о создании экстремистского сообщества в отношении Навального и двух его соратников — Леонида Волкова и Ивана Жданова. Ранее созданный Навальным Фонд борьбы с коррупцией был признан экстремистской организацией и ликвидирован.
Как отметил в своем вопросе Стивен Сакур, в США или в Британии с оппонентами правящей партии так не поступают. Рябков в ответ решил вспомнить о штурме Капитолия в Вашингтоне 6 января.
"Вспомните, сколько людей было арестовано и какие они получили сроки и какая тишина была по этому поводу в крупнейших медиа-корпорациях вроде Би-би-си".
"То есть вы связываете Навального с людьми, которые проявляют насилие и штурмуют правительственные здания?" — спросил Сакур.
"Нет, я ни с кем его не связываю, — ответил Рябков. — Он был осужден за определенные уголовные преступления на очень открытом процессе, и сейчас он отбывает свой срок за это. Я просто напоминаю о том, что происходит и продолжает происходить в США — это пример того, как представители крупнейших СМИ громко кричат об одних вещах и совершенно не говорят о других, которые заслуживают не меньшего внимания".
Про восприятие России в мире
После сентябрьских выборов в Госдуму официальный представитель внешнеполитической службы Евросоюза Питер Стано заявил, что кампания прошла "в атмосфере запугивания независимых критиков", а также при отсутствии полноценного международного наблюдения. 11 октября ЕС расширил санкции против России за "подрыв суверенитета Украины" и продлил санкции против России и Сирии за применения химического оружия.
"Мы смотрим на это (текущую ситуацию в России) и видим авторитаризм и репрессии. Вам все равно?" — задал вопрос Стивен Сакур.
Рябков в ответ заявил, что такая ситуация возникла из-за все более углубляющихся различий между Россией и так называемым "историческим западом".
"У вас своя риторика, у нас — своя. Мосты строить трудно. Честно говоря, я думаю, что максимум, на что мы можем надеяться в отношениях России с США и ЕС, это контрактные отношения, без иллюзий и амбиций: делать бизнес там, где это возможно, и по возможности оставлять наши различия в стороне от того, что мы можем делать в области международной безопасности и стабильности", — объяснил он.
Comments are closed.