Снайпер, «черная рота» и три капитана. Что делают в белорусском ОМОНе бывшие «беркутовцы»
The URL has been copied to your clipboard 0:00 0:08:02 0:00
Издание "Новы Час" рассказало о сотрудниках бывшего украинского спецподразделения "Беркут", которые теперь служат в белорусском МВД и участвуют в разгоне митингов. Это уже третья часть расследования о "беркутовцах", в ней установлены имена 8 человек.
"Беркут" существовал в Украине до 2014 года и принимал участие в разгоне протестующих во время революции в 2013-2014 годах. В Украине до сих по продолжаются суды о причастности "беркутовцев" к расстрелам протестующих.
Благодаря утечкам баз данных МВД журналисты смогли установить имена нескольких бывших "беркутовцев", которые теперь служат в Беларуси, а некоторые получили белорусское гражданство.
Автор расследования, журналист Денис Ивашин рассказал Настоящему Времени, что известно об этих людях и их работе в Беларуси.
— Третья часть вашего расследования полностью посвящена "беркутовцам" в Беларуси. На данный момент сколько таких силовиков вы насчитали в рядах ОМОНа?
— Уже на этот момент выявлено более 10 бывших бойцов "Беркута". Большая часть из них непосредственно служит в рядах белорусской милиции, а именно в рядах минского столичного и областного ОМОНа. Эти люди занимают различные должности. Есть, например, среди них и старшины, и прапорщики, старшие прапорщики, а также офицерский состав, например, старшим лейтенантом в минском ОМОНе служит Игорь Запалух – он является заместителем командира звена взвода оперативно-боевого назначения, это такое спецподразделение. Занимается он в основном поддержкой силовых операций. Он помимо всего прочего также является снайпером. Был снайпером и в украинском "Беркуте" николаевского подразделения.
Тут уже интерес должен быть и у украинских спецслужб, потому что нужно определить его возможную причастность к так называемой "черной роте" Дмитрия Садовника. Помимо него, в рядах белорусской милиции служат аж три капитана – это Сергей Гавриляк, Сергей Киминчижи и Дмитрий Анцупов. Двое из них – Гавриляк и Анцупов – это экс-бойцы николаевского "Беркута", а Сергей Киминчижи, как установлено, служил в подразделении одесского "Беркута".
Все эти люди на данный момент служат непосредственно в рядах белорусской милиции, как я уже сказал. Помимо всего прочего, некоторые из них были также зафиксированы непосредственно при задержаниях белорусских общественных активистов во время массовых акций протеста, которые проходили в Беларуси с августа по ноябрь 2020 года.
Как удалось их определить? Прежде всего это информация открытого доступа, также их имена были зафиксированы непосредственно в документах судебных разбирательств. Это различные рапорты, это протоколы опроса свидетелей, это также постановления об административном правонарушении.
Помимо всего прочего, тут следует также сказать о том, что эти люди после победы Революции достоинства весной 2014 года переехали из Украины в Беларусь. Этим людям, помимо того, что было предоставлено гражданство Республики Беларусь, а по моим данным, по моим оценкам, это гражданство было выдано абсолютно незаконным образом. Эти люди не имели никаких оснований для получения этого гражданства. Помимо всего прочего, большинство из них являлись на тот момент сотрудниками силовых подразделений Украины. Это один из пунктов, который запрещает получение белорусского гражданства. Помимо того, что им выдали гражданство, как мы все уже знаем, их приняли непосредственно в ряды силового подразделения – одного из самых репрессивных силовых подразделений режима Лукашенко.
— Насколько я помню, те беркутовцы, которые были на Майдане, они сначала перебирались в Крым, потом в Россию, потом в Беларусь. Вы как-то отслеживали путь их пребывания в Беларуси – откуда они? Они точно приехали прямо из Украины, или у них был более длинный путь?
— Да, конечно, насколько удалось это отследить, потому что некоторая часть из них, например, пробиралась через Крым. Во второй части своего расследования я указал о трех экс-бойцах николаевского "Беркута", которые в Крыму и остались. Предположительно, некоторые из них даже служат в рядах Росгвардии Российской Федерации. Некоторая часть из них уже на территории России.
Тех, что я определил, находятся на территории Беларуси. Да, большая часть из них, конечно, те, которых я выявил, сразу после победы Революции достоинства переехали из Украины в Беларусь.
Им на тот момент не было никаких препятствий, они не входили ни в какие базы, их на тот момент никто не разыскивал. Как мы знаем, конечно, можно сопоставить их судьбу с судьбой также бывших бойцов "Беркута", которые в большинстве своем абсолютно беспрепятственно, к сожалению, покинули территорию Украины и сейчас находятся на территории Российской Федерации, на территории оккупированного ею Крыма и также служат в силовых подразделениях государства-агрессора.
— В связи с опубликованной информацией к вам обращались правоохранительные органы из Украины?
— На данный момент я, со своей стороны, предвосхитил и сам непосредственно осуществлял информационный запрос непосредственно и в силовые ведомства, и в Службу безопасности. Это уже была моя инициатива.
— Какие-то дела на этих "беркутовцев" в Украине заведены?
— Насколько я знаю, на данный момент они не проходят ни по каким делам, не являются фигурантами уголовных дел. В принципе, третье расследование предоставляет очень интересные факты для украинского следствия, для украинских спецслужб, поэтому я надеюсь, что, конечно же, материалы моих расследований заинтересуют украинскую сторону и мы в ближайшем времени узнаем, насколько эти люди, которые бежали, а, как мы понимаем, они не просто так бежали, это был определенный modus operandi – мотив о действии – то, что их заставило бежать с территории Украины.
Comments are closed.