«Мы не справились»: Экс-советник Джонсона обвиняет британское правительство в провале борьбы с ковидом
Автор фото, EPA
Доминик Каммингс, бывший главный советник Бориса Джонсона, сделал ряд громких заявлений об ошибках, допущенных британским правительством в ходе борьбы с пандемией коронавируса.
На совместном заседании комитетов по здравоохранению и по науке и технологиям нижней палаты британского парламента Доминик Каммингс обвинил правительство в некомпетентности и рассказал о царившей в нем атмосфере паники.
Извинения
Каммингс начал с извинений: "Правда состоит в том, что старшие министры, старшие должностные лица, старшие советники, такие как я, катастрофически не соответствовали стандартам, которые общественность вправе ожидать от своего правительства в условиях подобного кризиса. Когда общество нуждалось в нас, правительство не справилось. Я хотел бы сказать всем семьям тех, кто умер без надобности, как я сожалею о допущенных ошибках, а также о моих собственных ошибках".
Далее последовали неприятные для Даунинг-стрит обвинения.
Каммингс сказал, что правительство не было готово к решительным действиям, когда вирус впервые появился в январе и феврале прошлого года, и не относилось к пандемии с должной серьезностью. "В феврале (2020 г.) премьер-министр посчитал это просто страшилкой, он назвал это новым свиным гриппом", — утверждает Каммингс.
Он также публично подтвердил, что поздней осенью своими ушами слышал от Джонсона фразу о том, что "груда тел" лучше нового локдауна. Об этой реплике стало известно от анонимных источников в конце апреля; Джонсон отрицал, что произносил столь циничную фразу.
В начале декабря правительство действительно сняло локдаун в Англии, невзирая на по-прежнему высокий уровень заболеваемости, но перед Рождеством было вынуждено экстренно ввести его снова в условиях стремительного распространения нового, более заразного варианта вируса.
Коллективный иммунитет
По словам бывшего советника, он совершенно не понимал, почему на Даунинг-стрит пытались отрицать, что формирование коллективного иммунитета было официальной стратегией правительства в начале прошлого года.
"Это было неизбежно, вопрос был лишь в том, будет ли коллективный иммунитет к сентябрю или к январю — уже после второй волны", — утверждает Каммингс. Утверждая, что коллективный иммунитет не входит в планы, министр здравоохранения Мэтт Хэнкок был "абсолютно неправ".
Автор фото, Dominic Cummings
Коллективный иммунитет — это термин, обозначающий момент, когда популяция защищена от болезни либо путем вакцинации достаточного количества людей, либо большим количеством уже переболевших и выработавших иммунитет.
В марте 2020 года, когда никаких вакцин еще не было, термин "коллективный иммунитет" уже использовали некоторые политики и ученые.
Один из вариантов состоял в том, чтобы защитить наиболее уязвимых граждан и позволить другим, у кого риск тяжелого течения болезни меньше, заразиться вирусом, наработать коллективный иммунитет и таким образом ограничить необходимость в ограничениях и локдаунах. В правительстве опасались, что локдауны обойдутся экономике слишком дорого, особенно потому, что без коллективного иммунитета после ослабления ограничений вирус немедленно вернется.
Задержка с введением локдауна
Каммингс сказал, что теперь ему "очевидно", что Великобритания должна была ввести локдаун самое позднее в первую неделю марта — и с его стороны было "огромной ошибкой" не предупредить премьер-министра.
По словам бывшего советника, уже 14 марта 2020 года Борису Джонсону объяснили, что модели, предсказывавшие пик пандемии когда-нибудь в июне, были неверны. Премьеру объяснили также, что Национальная служба здравоохранения не выдержит нагрузки, и у него остались считанные дни для решительных действий.
"Абсолютное сумасшествие"
Выступление Каммингса рисует не слишком лестную картину атмосферы в правительстве в те дни.
По его словам, утром 12 марта на заседание кабинета по коронавирусу "пришли люди из блока национальной безопасности" и сказали, что "Трамп хочет, чтобы мы сегодня вечером присоединились к бомбардировкам на Ближнем Востоке", и это "полностью сорвало" программу совещания.
В то же время "подруга премьер-министра бесновалась" из-за сообщений в прессе о ее собаке.
Каммингс также насчитал два десятка причин, по которым министра здравоохранения Мэтта Хэнкока следовало уволить — по мнению бывшего советника, он, как и многие другие высшие чиновники, показал полное несоответствие "стандартам, не которые страна имеет право рассчитывать".
Каммингс обвинил премьер-министра в том, что тот до последнего держался за политику открытых границ, а правительство — в том, что оно не сумело организовать тестирование. По его словам, когда Джонсон сам заболел коронавирусом, в правительстве воцарилось безвластие.
Кто такой Доминик Каммингс?
Бывший главный советник премьер-министра Доминик Каммингс в конце прошлого года покинул Даунинг-стрит после внутренней борьбы за власть.
Однако фамилия Каммингса по-прежнему часто появляется в газетах — он продолжает критиковать политиков и чиновников за неспособность справиться с пандемией Covid-19.
Автор фото, PA Media
В апреле Доминик Каммингс взялся и за своего бывшего начальника Бориса Джонсона, поставив под сомнение его "компетентность и порядочность". Бывший советник утверждал, что у Джонсона когда-то был "потенциально незаконный" план, чтобы доноры оплатили ремонт его резиденции на Даунинг-стрит.
На поверхности отношения премьер-министра и его советника долгое время были вполне приличными. Это два очень разных персонажа — Джонсону нравится популярность, Каммингсу, похоже, она безразлична, — но они сформировали прочную связь в ходе кампании 2016 года по выходу Великобритании из ЕС, которую Каммингс возглавил.
Тем не менее, назначение Каммингса советником премьера вызвало немалое удивление, учитывая его постоянные трения с влиятельными фигурами внутри Консервативной партии.
Однако именно Каммингс разработал рискованную стратегию выборов 2019 года, в результате которых консерваторы победили в нескольких традиционно лейбористских округах, чего не удавалось добиться ни одному предыдущему лидеру тори за несколько десятилетий.
Автор фото, Getty Images
Каммингс вращался в верхах правительства и Консервативной партии в течение почти двух десятилетий и сделал карьеру, бросая вызов общепринятым представлениям и установленному порядку. Однако членом партии он так и не стал, а работу в парламенте, похоже, не считал содержательной.
Во время работы в правительстве он не пользовался популярностью у всех в правящей партии и был известен пренебрежительными комментариями в адрес некоторых сторонников самого Джонсона, называя депутатов-брекситеров "полезными идиотами".
Не слишком интересующиеся политикой граждане впервые услышали о Каммингсе в мае 2020 года: его поездка из Лондона в дом родителей в графстве Дарем на севере страны во время национального локдауна, при том, что у его супруги были симптомы коронавируса, попала на первые полосы таблоидов.
Борис Джонсон тогда своего советника защищал — к ужасу некоторых его сторонников, которые опасались, что это подорвет его попытки сохранить единство страны во время национального кризиса.
Со временем, однако, отношения премьера и его советника испортились. И когда Каммингс ушел из правительства, он начал регулярно писать в своем блоге, обвиняя правительство в бездействии и неспособности справиться с пандемией.
Автор фото, AFP
В частности, анализируя действия кабинета в начале пандемии в прошлом году, он написал: "Один из самых фундаментальных и бесспорных уроков с февраля по март заключается в том, что секретность во многом способствовала катастрофе". Самого премьера Каммингс сравнил с "тележкой из супермаркета", потому что тот постоянно менял свои взгляды на то, как нужно действовать в условиях пандемии.
Comments are closed.