«Это показательная порка». Павел Латушко об операции по задержанию Романа Протасевича
The URL has been copied to your clipboard 0:00 0:07:25 0:00
Диспетчеры аэропорта Минск-2 "угрожали применить насилие" в отношении воздушного судна Ryanair с пассажирами на борту, заявил член президиума Координационного совета белорусской оппозиции, бывший министр культуры Павел Латушко, комментируя задержание Романа Протасевича после экстренной посадки самолета в минском аэропорту из-за сообщений о минировании.
Латушко рассказал Настоящему Времени, что ему известно об инциденте и почему он полагает, что белорусские власти могли пойти на угрозы ради задержания бывшего главреда оппозиционного телеграм-канала.
— Откуда у вас информация о том, что белорусская сторона угрожала сбить пассажирский самолет, какие есть доказательства?
— Конечно, источники я сообщить не могу, но, действительно, вчера у нас поступила оперативная информация о том, что был поднят в воздух самолет военно-воздушных сил Беларуси, и ситуация, которая складывалась в воздухе, фактически: первое – диспетчеры сообщили о возможном минировании самолета и возможном проведении террористического акта. Когда уже самолет фактически заходил на направление на посадку на Вильнюс – в этот момент подымается самолет ВВС Беларуси, который фактически принимает управление или, скажем, направление движения гражданского самолета. Он показал сигнальными огнями: "Следуй за мной".
В данной ситуации в соответствии с инструкциями – наверное, меня могут поправить пилоты – пилоты вынуждены были подчиниться военному самолету и прекратить коммуникацию с диспетчерами земли с точки зрения дальнейших решений.
Следуя за военным самолетом, гражданский самолет был вынужден совершить посадку. В том случае, если бы он не совершил, можно было бы предположить самые худшие последствия, которые могли бы наступить. Фактически у гражданских пилотов не было выбора, как подчиниться вооруженному военному самолету ВВС Беларуси. Так что угроза жизни и здоровью существовала абсолютно реальная.
— То есть в какой-то момент пилоты уже не слушали минских диспетчеров, а слушали фактически указания истребителя?
— Слушать диспетчеров они в любом случае должны с точки зрения приземления, просто в дальнейших шагах у них уже не было выбора. У экипажа всегда есть выбор, где и как совершить посадку, но в данной ситуации, когда их уже принимает фактически военный самолет, ВВС Беларуси подает соответствующие сигнальные огни. В соответствии с инструкциями они должны были дать соответствующее сообщение гражданским пилотам.
The URL has been copied to your clipboard 0:00 0:02:45 0:00
Если я помню, там нумерация идет 7700 – пилоты, наверное, понимают, о чем идет речь. И в этом случае они уже подчиняются действиям военного самолета, что они и сделали, вынуждены были фактически сделать. Так что это была посадка под принуждением при угрозе применения оружия со стороны истребителя ВВС Беларуси МиГ-29.
— Ryanair дал официальный ответ, был официальный пресс-релиз, и Ryanair почему-то вообще в своем пресс-релизе не заметил этого истребителя. О нем там нет ни слова, хотя даже телеграм-канал "Пул первого" говорил об истребителе, который отправили вслед за пассажирским самолетом. Вы понимаете, почему такая странная позиция у авиакомпании?
— Она абсолютно не странная, их можно понять. Сегодня, я так понимаю, начинается новый день, наверное, у этой компании котируются акции на бирже. Опять же, мы понимаем, какие могут быть имиджевые потери для авиакомпании Ryanair, поэтому руководством топ-менеджерам и пилотам Ryanair были даны команды не комментировать эту ситуацию. Поэтому они сдержанны в комментариях в связи с тем, что необходимо провести расследование и после этого дать соответствующее расследование.
The URL has been copied to your clipboard 0:00 0:03:04 0:00
Я думаю, что сейчас это оперативно осуществляется, потому что данный вопрос будет рассматриваться на заседании совета глав Европейского союза. Поэтому то, что авиакомпания воздерживается от комментариев, – это разумно с точки зрения их бизнес-интересов, экономических интересов и имиджевых потерь, которые, безусловно, могут наступить для авиакомпании Ryanair.
— Вы призывали отреагировать международное сообщество, провести расследование ареста Протасевича. С кем-то вы уже успели провести переговоры?
— Да, мы вчера фактически коммуницировали со многими представителями внешнеполитических ведомств стран Европейского союза, доводили информацию, какая у нас была на тот момент с точки зрения развития ситуации. Мы видим, что реакция была достаточно однозначная и очень жесткая, что эти действия не останутся без ответа как со стороны Европейского союза, так и жесткая реакция последовала со стороны Соединенных Штатов Америки.
Прежде всего мы добиваемся наконец-то принятия четвертого пакета санкций США – запрета транзитного пролета самолетов над территорией Беларуси. Кстати, ряд авиакомпаний, например airBaltic, уже не осуществляют полеты над территорией Беларуси. Мы также говорим, что необходимо сначала разработать пятый пакет санкций.
В качестве дополнительного элемента – это закрытие воздушного пространства до завершения расследования и признания Лукашенко международным террористом – это тема, которая была у Народно-антикризисного управления озвучена еще в феврале этого года. Лукашенко очень активно помогает всем тем, от кого зависит данное решение, чтобы он таковым был признан. Признание его международным террористом означает прекращение всех возможных контактов с ним, с режимом, в том числе финансовых.
Я думаю, что и для Российской Федерации это будет составлять очень серьезные проблемы какой-либо финансовой коммуникации с режимом. Мы знаем, что сейчас на Московской бирже режим хочет разместить белорусские облигации, ну и если российские банки готовы купить эти облигации у международного террориста – пожалуйста. Но мы же понимаем, что никто платить по таким долгам уже не будет.
— Роман Протасевич был настолько опасен для Лукашенко, что тот из-за него поднимает в небо истребитель?
— Это показательная порка. Как бы странно ни звучали эти слова, это показательное наказание. Он хотел показать то, что заявлял еще ранее председатель КГБ Тертель на так называемом Всебелорусском народном собрании, в последующем – заместитель министра внутренних дел так называемый, генерал Карпенков в интервью телеканалу "Столичное телевидение", где в том числе озвучил, что они найдут всех лидеров оппозиции, неважно, где они находятся, в том числе за границей, и привлекут к ответственности, накажут. И привел в пример возможность организации международных террористических актов.
Мы, кстати, обратили на это внимание МИД Германии и МИД Франции. МИД Германии отреагировал вызовом посла, французы пока не отреагировали на эту ситуацию. Но ситуация развивается фактически по инициативе Лукашенко.
Вчера, как вы знаете, зампредседателя комиссии по международным делам Гайдукевич – это Палата представителей – заявила о том, что следующий, кто должен быть похищен – это уже касалось меня – и вывезен в багажнике с территории Польши. Один из известных аналитиков, который, кстати, приезжал в Вену якобы для возможного потенциального диалога между оппозицией и белорусскими властями, предложил рейтинговое голосование: кого первого задержать – Тихановскую или Латушко – для того, чтобы вывезти с территории Европейского союза.
То есть фактически от голословных заявлений они переходят к конкретным действиям. К сожалению, мы должны это констатировать. То есть мировое сообщество, в том числе Россия, должны понимать, с кем они имеют отношения на сегодняшний день.
Comments are closed.