«Земли и воды не хватает». Репортаж из таджикистанского анклава Ворух
"Дорога жизни" – это единственная трасса, которая соединяет Ворух, анклав Таджикистана в Кыргызстане, городом Исфара, а значит, и с Таджикистаном. Практически все, что нужно для жизни – от одежды до товаров первой необходимости, – в анклав привозят по ней. В больницу можно попасть, только проехав 46 километров по автотрассе.
Корреспондент Настоящего Времени поехал в Ворух и пообщался с местными жителями.
The URL has been copied to your clipboard 0:00 0:03:34 0:00
Еще до нынешнего приграничного конфликта жители Воруха пользовались дорогой только в дневное время. Ночью ездят лишь в исключительных случаях. Дорога идет прямо через кыргызстанский населенный пункт, и автомобили иногда забрасывают камнями. В основном ночью, скрытно, чтобы не нашли виновного, рассказывают жители Воруха.
"Это большой риск. Я не боюсь. Даже ночью проезжаю по дороге. Но это риск", – говорит житель Воруха Хисориддин Камолиддинов.
"Когда нужно оформить какие-то документы, например паспорт, за справкой в город Исфара едем. Ну или больничный вдруг понадобилось оформить. Налоги заплатить. В основном раз в неделю ездим, но иногда каждый день нужно в город", – продолжает еще один житель Воруха Рамхон Солиев.
Дорога – испытание для жителей Воруха, а во время приграничных стычек эти люди просто отрезаны от остального мира.
"С 2013-2014 года мы с опаской ездим. Это не новое веяние. Сколько машин было разбито за эти годы. А началось все еще с независимости – в девяностые", – говорит местный житель Уктам Арипов.
Читай нас в Телеграме
Большая часть населения Воруха живет сельским хозяйством – выращивают фрукты, овощи, зерновые и пасут скот. Из 38 тысяч гектаров территории сельской общины только чуть больше шести пригодны для ведения хозяйства. Но и на них не хватает воды, поэтому поливают по графику.
Житель Воруха Толибджон Махкамов говорит, что получает воду для своего сада пять дней, а потом ждет следующей очереди две недели. Его яблоневые сады находятся прямо у границы. Разделение проходит по поливному лотку. Земли за лотком, на которых до этого Толибджон пас свой скот, по соглашению между двумя странами в 2014 году признали пограничными, и сегодня он боится заходить туда. Говорит, что даже к своему саду, который выращивал тридцать лет, подходит с опаской. После конфликта на границе он только через пару дней решился прийти сюда.
"Мы использовали до 2014 года холмы для выпаса скота. Соседи также выпасали скот, и проблем у нас не было. Из лотка спокойно поливали землю, без страха. Сейчас лоток не перейдешь. Страшно", – жалуется Толибджон Махкамов.
Село Ворух находится у реки Каравшин, притока реки Исфара, но воды здесь не хватает. Для того чтобы проблем с поливом не было, необходимо уважать интересы друг друга, говорит местный житель Гафур Джураев.
"Хоть мы и сидим у истока реки, но сельхозземлям не хватает воды. Не хватает и питьевой воды", – рассказывает он.
В решении проблемы дорожного сообщения с Исфарой помогло бы согласие Бишкека на строительство еще одной дороги – в обход кыргызстанского села, уверен Гаруф. Проект был. Нужно было построить всего семь километров, но не вышло.
"Насколько я знаю, по соглашению от 2014 года, принятому обеими странами, через махаллу Тоджикон вне поселка Ак-Сай должен был быть построен семикилометровый участок дороги Ворух – Исфара. Соглашение не было соблюдено, и эта дорога так и не построена", – рассказывает Гафур Джураев.
Вооруженный конфликт на границе Таджикистана и Кыргызстана произошел 28 и 29 апреля. Протяженность таджикско-кыргызской границы составляет более 970 км, из которых на сегодняшний день делимитированы и демаркированы только 504 км. В некоторых селах дома граждан Кыргызстана могут находиться на одной улице, а на другой – граждан Таджикистана. Кроме того, на территории Кыргызстана находятся два таджикистанских анклава. Внутри и около них часто возникают конфликты: из-за земель, воды, незаконных пересечений границ и межэтнических разногласий.
Comments are closed.