Европа возобновила попытки пополнить ПХГ на фоне дефицита газа при сильном притоке СПГ
Москва. 18 апреля. — Один из важнейших индикаторов настроения мировой газовой отрасли — состояние запасов газа в подземных хранилищах Европы — дал робкий сигнал о возвращении к привычному сезонному графику работы, сбитому запоздалыми апрельскими заморозками.
В газовые сутки 17 апреля нетто-закачка слегка (на 7%) превысила нетто-отбор. Впрочем, необходимо делать поправку на выходной день, когда снижается спрос со стороны промышленности. На прошлых выходных дельта отбора и закачки также приблизилась к нулю, но оставалась на стороне отбора. Как поведет себя европейская система хранения с наступлением рабочей недели, станет известно из обновления базы Gas Infrastructure Europe вечером во вторник.
В любом случае сезон отбора 2020/2021 года уже вошел в историю как самый продолжительный. Предыдущий рекорд по позднему завершению отбора был поставлен в 2013 году, тогда изъятия продолжались до 11 апреля.
Обычно сезон отбора заканчивается и начинается сезон закачки в конце марта — начале апреля. В этом сезоне первая нетто-закачка была отмечена 26 марта (что является третьим по оперативности стартом за время ведения статистики GIE с 2011 года). Эту спешку можно понять: за плечами сезон рекордного отбора и в весенне-летний период газовикам предстоит напряженная кампания по восполнению запасов.
Однако с 6 апреля на фоне понижения температуры в Европе снова начался довольно интенсивный расход газа из хранилищ, в ходе которого запасы ушли еще ниже минимума в 29,71%, который был зафиксирован в конце марта, — по итогам газовых суток 16 апреля запасы опустились до 28,89%. На данный момент температура воздуха в апреле 2021 года складывается на 4 градуса Цельсия ниже, чем год назад. Динамика запасов в сочетании с данными о значительных поставках СПГ говорит о том, что Европа настолько нарастила потребление газа, что его ресурсов на рынке в нынешних погодных условиях не хватает для масштабной закачки в ПХГ.
Усилия руководства Европейского союза по ускоренной декарбонизации экономики уже привели к росту до рекордных значений квот на выбросы CO2, что снижает рентабельность угольной электрогенерации и повышает текущий спрос на газ.
«Газпром» поставляет в Европу максимальный объем газа по (первому) «Северному потоку» и газопроводу «Ямал — Европа». При транзите через Украину использована вся бронь долгосрочного договора и ежемесячного краткосрочного бронирования.
В этих условиях летняя кампания по закачке газа становится захватывающим зрелищем. Отраслевому сообществу уже сейчас можно строить прогнозы: с насколько низким уровнем запасов Европа встретит зиму 2021-2022 года и как это отразится на ценах.
Поставки СПГ в Европу в апреле достигнут максимума за 2021 год, превысив 10 млрд куб. м. Примерно на таких же уровнях СПГ шел в Европу в марте-мае 2020 года: тогда владельцы партий в панике искали им на глобальном рынке место «последней надежды» — на его размещение по любой, даже бросовой цене. Теперь даже близких к рекордным уровням поставок не хватает для спокойной работы европейской газовой системы.
Европе для полноценной подготовки к будущей зиме необходимо существенное увеличение притока импортного газа — например, такое как запуск газопровода «Северный поток 2».
Цена газа на голландском хабе TTF тем временем держится выше $250 за тысячу кубов (котировка на понедельник — $258).
С начала года средняя цена контракта «на день вперед» на TTF составила $234 за тысячу кубометров. В бюджет «Газпрома» на 2021 год заложена средняя цена экспорта газа в дальнее зарубежье в $170 за тысячу кубов. Более 60% продаж «Газпрома» в Европу сейчас осуществляются по спотовым ценам «на месяц вперед», остальные — с привязкой к цене на нефть, по более длинным фьючерсам, спотовым ценам на газ и гибридному механизму.
Comments are closed.