Выдвинута гипотеза о наличии у детей древних греков и римлян проводников в загробный мир
Редкий сосуд с изображением сатира — получеловека с козлиными ногами и рожками — был обнаружен археологами в Севастополе в ходе раскопок около древнего города Херсонеса Таврического. Собрав и изучив данные о других подобных находках, ученый Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург) и Севастопольского госуниверситета Виктор Вахонеев предположил, что на этих сосудах изображали проводников, которые должны были доставить в загробный мир погибших детей.
"В ходе раскопок на Южном пригороде Херсонеса Таврического в 2021 году было обнаружено погребение ребенка, который умер в возрасте трех-четырех лет. Среди погребального инвентаря найден фигурный сосуд в виде человеческой головы. Стилистические особенности изображения позволили в дальнейшем интерпретировать его в качестве головы молодого сатира", — рассказал Вахонеев в беседе с ТАСС.
Находка вызывала множество вопросов, пояснил он: играет ли роль изображение на сосуде, что в нем особенного и что значит такой, возможно не случайный, выбор погребального инвентаря.
Собеседник отметил, что изображение сатира выполнено мастерски: лицо было изготовлено с помощью особой формы-шаблона и занимает большую часть тулова сосуда. Такие артефакты — большая редкость. Но при этом почти сразу стало очевидно, что оказавшийся рядом с малышом сосуд не нов и долгое время использовался до того, как попал в могилу: покрывавший его лак почти стерся, а дно было отбито и заменено глиняной пробкой, из-за чего налить в него жидкость стало невозможным.
Вахонеев добавил, что такие уникальные находки — не только большая удача для археологов, но и сложный объект для изучения. Ведь чем меньше подобных предметов известно, тем сложнее делать выводы о них.
Проводники для детей
Масштабную работу по исследованию сосуда удалось провести в рамках гранта Российского научного фонда "Особенности погребальной практики элитной части общества Херсонеса Таврического в римское время". Изучив материалы других экспедиций и музейных коллекций, ученый смог установить еще несколько артефактов, по форме похожих на сосуд с сатиром. Более ранние сосуды могли быть портретом — например, на одном из них, как считается, изображен царь Митридат VI Евпатор, правивший землями вокруг Черного моря во II-I веках до нашей эры.
Однако ребенок, в чьей могиле нашли сосуд с сатиром, жил в первые века нашей эры, а в этот римский период на таких изделиях изображали мифических персонажей: судя по собранным данным, встречаются изображения богини плодородия Деметры, бога виноделия Диониса и его извечных спутников-сатиров, Силена и Пана. Для многих предметов установить археологический контекст, то есть место и обстоятельства находки, невозможно: они были получены еще в те времена, когда раскопки проводили не ради научного изучения, а в поисках красивых и ценных древних предметов. Но среди римских фигурных сосудов, для которых контекст известен, большинство найдены как раз в детских погребениях в разных античных городах Северного Причерноморья.
Например, в могиле девочки-подростка I века нашей эры в Горгиппии (неподалеку от современной Анапы) найден сосуд в форме головы Диониса. Сосуд с изображением Деметры — в могиле шестимесячного младенца в городе Танаис (современная Ростовская область). Есть примеры таких находок и в других античных городах Причерноморья, в том числе сделанных на заре российской археологии более 100 лет назад.
Вахонеев отметил, что во всех случаях предметы, до того как попасть в могилы, могли применяться для сакральных действий, например, в храмах. "Ввиду своей особой художественной, а также очевидной сакральной ценности, такие сосуды тщательно оберегались, возможно даже достаточно длительное время, из-за чего при раскопках поселений они нечасто встречаются. Лишь после смерти близкого человека, в первую очередь ребенка, такой предмет укладывался в могилу", — считает собеседник агентства.
Но, по его мнению, особая ценность сосудов и желание оставить с умершим ребенком лучшую вещь может быть не единственной причиной, по которой они оказывались в могилах. Особенно если учесть, что существуют очень похожие более ранние находки с изображением тех же персонажей, но в другом исполнении — например, в виде терракотовых фигурок или масок. И вероятно, обе категории предметов выполняли одну и ту же культовую роль.
"Сосуды располагались в ногах — и это важно, если учесть существующее мнение о том, что предметы в ногах погребенных должны были выполнять роль проводников в загробный мир. Во-вторых, зачастую использовались изображения божеств, сочетавших в себе хтонические ипостаси: культ Диониса, как божества растительности, виноградарства и виноделия, имел и хтоническую основу, представляя его также божеством умирающей и воскресающей природы, — то же самое можно говорить и о богине плодородия Деметре. Важно отметить, что большинство сосудов представлено изображениями молодых персонажей: практически все они безбородые, с достаточно юными лицами. Также стоит отметить, что хотя география таких находок I-II веков нашей эры широка, их нельзя назвать массовыми: сами сосуды и другой инвентарь таких захоронений свидетельствует об определенном материальном положении или даже социальном статусе семей погребенных", — делает выводы Вахонеев.
Comments are closed.